понедельник, 12 марта 2012 г.

Электронная подпись как институт демократии

Эксперты подгруппы «информатизация» рабочей группы по формированию системы «Открытого правительства» рассматривают возможность введения системы сбора электронных подписей для выдвижения кандидатов на выборах, а также для регистрации партий и общественных движений.


Во вторник, 6 марта, состоялось третье заседание подгруппы «информатизация» рабочей группы по формированию системы «Открытого правительства». На повестке дня было три вопроса: становление институтов электронной демократии в России, электронная идентификация граждан и архитектура IT-платформы «Открытого правительства».
Докладчик по теме «электронная демократия» - управляющий партнер компании "Прожектор", к.ф.-м.н. Леонид Волков сформулировал три основных, на его взгляд, составляющих электронной демократии.
Первое, введение системы электронных петиций. Предлагается заимствовать опыт Великобритании, где электронные петиции, набравшие 100 тысяч подписей граждан в течение года, обязательны к рассмотрению палатой общин.
Вторая идея - сбор электронных подписей для регистрации кандидата на выборах, а также для регистрации партий, общественных организаций и нормотворческих инициатив на муниципальном уровне. «Зачем мучиться со всей этой бумажной волокитой, когда, с точки зрения электронной демократии, можно просто поставить электронную подпись в поддержку выдвижения того или иного кандидата на выборах», - аргументировал свою позицию Волков.
Третья инициатива - создание экспертных советов на базе общественных организаций, которые собирали бы мнения граждан по тем или иным направлениям на электронных площадках и давали рекомендации для органов власти.
Впрочем, этими предложениями на тему развития электронной демократии в России эксперты решили не ограничиваться.
Главный редактор сайта «Большое правительство» Раф Шакиров призвал ввести систему электронного голосования на выборах. На его взгляд, для начала электронное голосование может действовать наравне с бумажным.
Президент группы А3 Алексей Волин предложил внедрить так называемый «открытый бюджет» в электронном виде, который бы обеспечивал прозрачность расходов на содержание чиновников. «В открытом бюджете должны быть показаны все затраты ведомств, включая не только зарплаты, но и побочные расходы на транспорт, содержание автомобилей, зарплаты водителей, расходы на бензин, на медицинское обслуживание, на служебное жилье и дачи, на командировки, на ремонты, на приобретение оргтехники и пр. Это, в том числе, и путь к тому, чтобы понять, во что реально стране обходятся различные чиновники», - пояснил Волин.
Докладчик по направлению «Электронная идентификация» генеральный директор ФГУП Гознак Аркадий Трачук рассказал, что система государственных услуг в Интернете не может быть эффективной без системы электронной идентификации граждан и отлаженного межведомственного взаимодействия. «Многие, после того как избавляются от старого автомобиля, получают из налоговой письмо – предоставьте документы, подтверждающие, что машина была у вас более трех лет. И это при том, что та же самая налоговая все это время собирала с вас транспортный налог», - привел пример разлада не только между ведомствами, но и внутри одного ведомства эксперт Волин.
Сопредседатель подгруппы «информатизация» вице-премьер правительства Республики Татарстан Николай Никифоров подтвердил, что внятной системы госуслуг в электронном виде в стране не существует: «Те системы, которые есть, действуют разрозненно. Без единого подхода система не будет эффективной».
Исполнительный директор кластера ИТ, инноград «Сколково», Александр Туркот, поделившийся с коллегами своим видением того, как создавать архитектуру IT-платформы «Открытого правительства», рассказал, что «важнейшей задачей на горизонте 3-6 лет является создание единой концепции использования и хранения данных в парадигме OpenData (открытые данные), позволяющей совместное использование данных всеми участниками процесса с учетом соответствующих определений уровней доступа и безопасности».
Сопредседатель подгруппы «информатизация» генеральный директор Холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед высоко оценил инициативы по созданию архитектуры IT-платформы «Открытого правительства». Вместе с тем он предложил экспертам подумать о том, как и кем должна управляться эта система: государством или частным бизнесом, для которого государство будет формулировать четкое техническое задание.
Сопредседатель подгруппы «информатизация», вице-премьер правительства Республики Татарстан Николай Никифоров подчеркнул, что все инициативы, которые будут предложены подгруппой, должны предусматривать механизмы участия в их реализации гражданского общества. 
Президент IBS Group Holding Анатолий Карачинский, оценивая озвученные инициативы, заметил, что у экспертов «Открытого правительства» есть уникальная возможность разработать программу для нового Правительства, которую прочитает и с большой долей вероятности возьмет за основу будущий премьер.  
_________________________________________________________________________________________________________
8 февраля 2012 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы “Открытое правительство”».
В тексте Указа говорится, что «в целях совершенствования институтов гражданского общества, обеспечения взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями, формирования в Российской Федерации системы «Открытое правительство» образуется рабочая группа по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы “Открытое правительство”».
Руководителем рабочей группы назначен глава Администрации Президента Сергей Иванов, его заместителями - советник Президента Михаил Абызов и помощник Президента Аркадий Дворкович.
Рабочая группа должна совместно с Правительством подготовить и внести в установленном порядке до 15 апреля 2012 года предложения «по следующим приоритетным направлениям деятельности системы «Открытое правительство»: социальная политика; защита прав граждан; развитие конкуренции и предпринимательства; инновационное развитие; долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика; развитие кадрового потенциала; показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство»; региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления; инфраструктура и транспорт; политика в сфере спорта и внутреннего туризма; развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации».
17 февраля в соответствии с распоряжением Руководителя  Администрации Президента РФ Сергея Иванова был сформирован перечень подгрупп по направлениям деятельности рабочей группы.
Руководителями направления «Развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации» назначены вице-премьер – министр информатизации и связи Республики Татарстан Николай Никифоров и генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Композит» Леонид Меламед.
В качестве экспертов к работе в подгруппе приглашены:
- Михаил Шамолин, генеральный директор АФК Система;
- Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП Гознак;
- Дмитрий Тараба, председатель Совета директоров Invision Group;
- Александр Туркот, исполнительный директор кластера ИТ, Инноград «Сколково»;
- Леонид Меламед, заместитель председателя Совета директоров, председатель Комитета по назначениям, вознаграждениям и корпоративному управлению АФК «Система»;
- Анатолий Карачинский, президент IBS Group Holding;
- Леонид Волков, управляющий партнер компании "Прожектор", к.ф.-м.н.;
- Денис Свердлов,  генеральный директор компании "Скартел"; 
- Артем Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий Москвы;
- Алексей Волин, президент группы А3;
- Раф Шакиров, главный редактор сайта «Большое правительство».

Пресс-служба
Элина Билевская

Комментариев нет:

Отправить комментарий